Из «Лавсаика», Палладия, епископа Еленопольского.
Однажды, когда он сидел в своей пещере, явился ему ангел Господень и сказал: «Пахомий! Ты сделал свое дело, поэтому теперь не должно тебе оставаться в этой пещере. Пойди, собери всех молодых монахов, живи с ними и управляй ими по уставу, какой дам тебе».
Потом он дал ему медную доску, на которой написано было следующее:
- Позволяй каждому есть и пить по потребности; назначай им труды, соразмерные с силами каждого; не возбраняй ни поститься, ни есть; труды тяжелые возлагай на тех, которые крепче силами и больше едят, а малые и легкие назначай слабым, которые не привыкли к подвижничеству.
- Кельи устрой отдельные, в одном здании, и в каждой келье пусть живут по три.
- Пища пусть предлагается для всех в одном месте.
- Спать не должны они лежа, но пусть устроят себе седалища с отлогими задниками и спят на них сидя, постлавши постель свою.
- На ночь они должны оставаться в лбняных хитонах и препоясанные.
- У каждого должна быть белая козья милоть, без нее они не должны ни есть, ни спать.
- Но к принятию тайн Христовых по субботам и воскресеньям да приступают только с наглавником, развязав пояс и сняв милоть. А наглавники ангел назначил им без подвязок, как у детей, и на них приказал положить изображение пурпурового креста.
- Братию он повелел разделить на двадцать четыре чина, по числу двадцати четырех букв, так чтобы каждый чин означался греческими буквами от альфы и виты по порядку до омеги, чтобы когда архимандриту нужно будет спросить или узнать о ком-либо из столь многих братьев, он спрашивал у своего помощника «В каком состоянии находится чин альфы или чин виты?» Наименование каждой буквы уже само собой указывало бы на означаемый ею чин. «Инокам более других простым и незлобливым, продолжал ангел, дай имя иоты, а непокорных и крутых нравом отметь буквой кси, выражая, таким образом, самою формой буквы свойство наклонностей, нрава и жизни каждого чина. Знаки эти будут понятны только духовным.»
- …ежели придет странник из другого монастыря, где живут по другому уставу, он не должен ни есть, ни пить вместе с нами, даже не входить в монастырь, исключая того случая, когда он будет найден на дороге. А однажды вошедший должен остаться с ними навсегда.
- «К высшим подвигам прежде трех лет не допускай его: только после трех лет, когда совершит он тяжкие работы, пусть вступит на это поприще.
- За трапезой головы у всех должны быть покрыты наглавником, чтобы один брат не видел, как ест другой. Не должно также разговаривать во время трапезы, ни смотреть по сторонам, а только на стол или в блюдо».
- Ангел положил совершать монахам в продолжении всякого дня двенадцать молитв, а также вечером – двенадцать, ночью двенадцать и три в девятом часу (с 12 до 3 часов после полудня). Когда братия придет на трапезу в большом числе, то каждый чин пред совершением молитвы должен петь псалом.
Дав этот устав и тем исполнив свое служение, ангел удалился от Великого Пахомия.
Источник: «Свет Фаваиды. Собрание рассказов о жизни восточно-христианского монашества», САТИСЪ, ДЕРЖАВА, С-П – 2003г, с.156
Комментариев нет:
Отправить комментарий